Курзин Михаил

Курзин
Михаил

1888–1957
58
Последний натюрморт (незаконченный). 1957. Холст, масло. 61,5х74
60
Последний натюрморт. 1957. Холст, масло. 65х83

 

59
Портрет старого друга (Портрет художника Кедрина). 1956. Холст, масло. 80х63

Родился в Шадринске (по другим сведениям в Барнауле) в купеческой семье старообрядцев-кержаков. Раннее увлечение рисованием привело его в Казанскую художественную школу, в те годы — одно из крупнейших в России профильных учебных заведений. В Казани Курзин пробыл с 1904 по 1907 год. Следующие два года (1901–1908) Курзин посвятил учебе в МУЖВЗ, где он приобщался к педагогической системе К. А. Коровина.  1911  год отмечен в биографии Кузина его приездом в Петербург, где он совершенствовал своё профессиональное образование в частной художественной студии М. Д. Бернштейна. Именно в этой школе он получил художественную «прививку» новой зарождающейся культуры — среди его соучеников в то время были такие художники, как М. В. Ле-Дантю, В. Е. Татлин, В. М. Ермолаева, Н. Ф. Лапшин, В. В. Лебедев, которым всего через несколько лет  предстояло определить пути развития левого искусства в России. Очевидно, петроградские уроки оказались настолько благотворными, что по возвращению в Барнаул в 1916 году Курзин устроил свою первую и последнюю при жизни персональную выставку. По сведениям Л. И. Снитко на этой выставке художник показал свои первые сатирические гротески, которые «разоблачили тупость и невежество обывателей», высмеивали религиозных ортодоксов; были представлены листы из цикла, посвящённого цирку — смелые и одновременно наполненные романтикой сюжеты. В 1920-х в его творчестве ярко и вполне определённо проявилось отношение к старому и новому в жизни послереволюционного Ташкента. Проживая в старой части города, в узбекских домах, он эту жизнь рассматривал почти в упор, препарируя её своими хирургическими инструментами — пером и кистью, углём и сангиной. Одним из первых он начал практиковать публичное портретирование — делал наброски и этюды с людей не только в городских парках, скверах, но и в чайханах и закоулках старого Ташкента, подвергаясь опасности со стороны религиозных фанатиков.

Голос Курзина-трагика в контексте искусства 1930-х уникален. У Курзина не было последователей, школы, сама суть его творчества выступала в противоречие с благостным и псевдолирическим отражением наступивших перемен. И даже его экспрессионизм, подлинный, выстраданный им в каждом фрагменте живописи, в каждом штрихе рисунка, был враждебен утверждающемуся импрессионизму, выступившего неожиданно для всех, спасителем ходульного соцреализма. В 1936 году Курзин, резкий в своих высказываниях и не опустившийся до конформизма, был арестован и осуждён за «контрреволюционную агитацию». При арестах всё его имущество изымалось органами НКВД и большая честь его творческого наследия погибла. Курзин был сослан на Калыму, где пробыл до 1945 года. В 1948 за «нарушение режима» (Курзин тайно приезжал в Ташкент навестить семью) он был арестован и осуждён вторично. Художник был отправлен на поселение в Сибирь, освободился от амнистии лишь в 1954. Но жить на воле ему оставалось совсем недолго — в 1957 году Курзин скончался.

 

Выставки

2009   Михаил Курзин и Елена Коровай. Живопись, графика конца 1910 – 1960-х годов. Из собраний омских музеев. Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, Россия

2013   Выставка, посвящённая 125-летию со дня рождения М. И. Курзина и Д. Чашникова. Государственный художественный музей Алтайского края, Баранаул, Россия

 

Коллекции

Галерея современного искусства ARTSTORY, Москва

Государственный музей искусств имени А. Кастеева, Казахстан

Государственный музей искусств Республики Узбекистан, Ташкент

Государственный художественный музей Алтайского края, Россия

Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, Россия

Частные коллекций Москвы и Ташкента