Список коллекций: Шаршун Шварцман Шульженко
Шварцман Михаил

Шварцман
Михаил

Живописец, график. Работал в области книги, плаката, промграфики
1926–1997
2. Ежедневное настоение. 1987. Доска, холст, левкас, темпера. 100х75
Ежедневное настроение. 1987. Доска, холст, левкас, темпера. 100х75
1. Свержение. 1973. Доска, холст, левкас, темпера. 100х75
Свержение. 1973. Доска, холст, левкас, темпера. 100х75

В 1956 году окончил Высшее художественно-промышленное училище. В 1966–1985 гг. работал главным художником в Специальном художественно-конструкторском бюро Министерства лёгкой промышленности. Группа из молодых художников-дизайнеров под руководством Шварцмана разрабатывала товарные знаки для предприятий лёгкой промышленности. Со временем эта группа будет больше известна как «школа Шварцмана».

Выдающийся мастер второй половины ХХ века, Михаил Шварцман, был одним из самых значительных представителей московского андеграунда. Он оказал глубокое влияние на многих художников, примыкавших к этому движению.

Шварцман глубоко анализировал и трансформировал знания, представления и приёмы самых разнообразных культур: Египет, Майя, Индия, Древняя Русь; опыт магического и мистического искусства, эксперименты ХХ века и в особенности раннего русского авангарда.

Дело своей жизни мастер обозначил термином «иератизм» (от греч. Hieratikos —культовый, священный). Свои произведения художник назвал иературами (производный от названия системы термин автора). Иература далека от иконы, так как не является воплощением первообраза пантеона святых, далека иература и от картины, так как не является картиной окружающего нас мира. Мастера интересовал мир идей, сокрытых в реалиях. Он стремился выразить своим искусством религиозно-философский аспект божественного замысла мироздания и выйти в неведомые художественные пространства. Каждая его иература — прорыв в эту бесконечность.

Пользуясь языком беспредметного творчества, мастер пришел к оригинальной художественной манере. Беспредметные формы он трактовал как знаки, указывающие на духовную суть различных явлений мира. Он никому и ничему не подражал, он продолжал работу тех мастеров ХХ века, которые стремились найти структурные, базовые элементы художественных средств, на основе которых можно создать новый «алфавит» изобразительного текста.

 

Персональные выставки

1994   Михаил Шварцман. Иературы. Государственная Третьяковская галерея, Москва

1997   Михаил Шварцман. Галерея Дом Нащокина, Москва

2001   Михаил Шварцман. Ретроспектива. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

2008   Михаил Шварцман. Графика. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

            Михаил Шварцман. Графика. Государственная Третьяковская галерея, Москва

2011   Обретённое пространство Михаила Шварцмана. LAZAREV GALLERY, Санкт-Петербург

2012   Михаил Шварцман и его ученики. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

            Михаил Шварцман. Мастер. Школа. Ученики. Государственный Центр современного искусства, Москва

Коллекции

Галерея современного искусства ARTSTORY, Москва

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Московский музей современного искусства

Музей актуального искусства ART4.RU, Москва

Новый музей, Санкт-Петербург

Собрание Г. Костаки

Kolodzei Art Foundation, США

Zimmerli Art Museum, США