Список коллекций: Целков
Целков Олег

Целков
Олег

Родился в 1934 году
2. Пара. 1984. Холст, масло. 195х130
Пара. 1984. Холст, масло. 195х130
45
Без названия. 1995. Бумага, смешанная техника. 77х57
46
Без названия. 1986. Бумага, смешанная техника. 69х79
Две четырехголовые женщины. Холст, масло. 170,5х250,5
Две четырехголовые женщины. Холст, масло. 170,5х250,5
44
Без названия. 1995. Бумага, смешанная техника. 77х57

Родился в Москве, в семье экономистов авиационного завода. С 1949 по 1953 гг. учился в МСХШ. Один год проучился в Минском художественном институте, ещё год — в Академии художеств имени И. Е. Репина в Ленинграде, откуда был исключён. Поступил на постановочный факультет Ленинградского института театра, музыки и кино имени Н. К. Черкасова, где завершил образование. Ученик известного художника и театрального деятеля Николая Акимова. До 1960 года фактически работал «в стол», искал своё место в искусстве. В 1956 году известный художник и куратор нонконформистского искусства Владимир Слепян организовал первую неофициальную выставку Целкова. На следующий год в рамках Московского фестиваля молодёжи Целков участвует в работе свободной площадки художников в Парке культуры имени Горького, где лично познакомился со многими будущими коллегами и единомышленниками.

1960 год стал поворотным в творчестве художника. Он впервые написал своего персонажа, которого условно назвал Мордом (от слова «морда»). Картина «Портрет» принесла автору широкую известность и включила Целкова в круг ведущих художников неофициального искусства. С тех пор Целков хранит верность одной теме, изображая в том или ином виде фигуры и образы с деформированными человеческими лицами, напоминающие зловещие маски или человекоподобных мутантов. В его портретах чувствуется внутренняя взаимосвязь с модным в 60-е годы суровым стилем, а также неопримитивистами и поздним Малевичем.

Вот как рассказал о своём открытии сам художник: «Я написал не портрет отдельно взятого субъекта, а портрет всеобщий, всех вместе в одном лице — причём до ужаса знакомом. И сразу же понял, что мне указана моя дорога. Мне случайно удалось сорвать маску с человечества. Более полувека я пишу оборотную сторону человеческой личности, которая никогда не была показана в изобразительном искусстве. В моём персонаже есть эгоизм, злоба, тоска. Я изображаю его таким, каким он остаётся наедине с самим с собой или один на один с врагом. Поскольку он — существо всемирное, то никогда не умрёт. Я открыл в человеке то, что в нём действительно бессмертно. Он представляет собой как бы новую человеческую расу, совмещая в себе одновременно и гуманиста, и анти-гуманиста, и в нём нельзя разделить оба начала».

Большую роль в биографии Целкова сыграла его дружба с поэтом Евгением Евтушенко, который стал страстным поклонником и пропагандистом творчества художника среди советской либеральной интеллигенции. В 1961 году Олег Целков переехал в Москву, где в Институте атомной физики имени Курчатова состоялась его первая официальная выставка. С 1970-х годов художник стал активно выставляться в Европе и США.

Его активность и популярность нонконформиста не могла не раздражать идеологическое руководство СССР. В 1977 году власти предложили Целкову покинуть родину. С тех пор мастер живёт в Париже, но французского гражданства не принял, решив остаться апатридом с нансеновским паспортом.

Игорь Дудинский

Персональные выставки

2004   Русский музей, Санкт-Петербург

Государственная Третьяковская галерея, Москва

2011   Олег Целков. XXI век. Галерея Lazarev Gallery, Санкт-Петербург

2014   Бубновый Туз. Фонд культуры «Екатерина», Москва

Коллекци

Галерея современного искусства ARTSTORY, Москва

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

Музей Другое искусство, РГГУ, Москва

Новый музей, Санкт-Петербург

Музей Stedelijk, Амстердам, Нидерланды

Музей Olympic, Лозанна, Швейцария

Фонд культуры «Екатерина», Москва

Zimmerli Art Muzeum, Нью-Джерси, США