Вечтомов Николай

Вечтомов
Николай

Один из классиков второй волны русского авангарда, член Лианозовской группы

1923-2007
Время красных планет. 1986. Оргалит, масло. 57,3х45,3
Время красных планет. 1986. Оргалит, масло. 57,3х45,3

Потомственный москвич, Николай Вечтомов окончил школу в 1941 году, в августе был призван в армию, окончил Саратовское танковое училище. Прошёл с боями от Сталинграда до Донбасса, попал в плен, бежал из лагеря военнопленных под Дрезденом и добрался до окрестностей Праги, где встретился со своим дядей, известным чешским композитором Иваном Вечтомовым; затем присоединился к чешским партизанам…. Живой и здоровый вернулся в Москву, где поступил в художественное училище.

В 1949 году училище было расформировано за формализм, а ученики переведены в училище памяти 1905 года, которое Вечтомов закончил в 1951 году. С 1951 года работал дизайнером на Комбинате декоративно-оформительского искусства.

Во многом благодаря Николаю Вечтомову в середине 1950-х гг. сложилась легендарная Лианозовская группа художников и поэтов. В его доме в подмосковном поселке Северном встретились однокурсники – художники Владимир Немухин и Лидия Мастеркова, с соседями – семьёй Кропивницких. Собирались на чай, стихи и картины, а в результате воссоздали свободное русское искусство, пусть и не создали единой школы. Начав, как и многие, с абстрактного экспрессионизма, Вечтомов быстро нашел собственную — мистическую, сюрреалистическую — манеру.

Картины Николая Вечтомова, при всей своей потусторонности, во многом отражают его личные переживания.Однажды, во время прогулки, он заметил позднее свечение облаков – из конкретного пейзажного впечатления родились его первые абстрактные композиции.

«…Николай Вечтомов – пожалуй, единственный, кого не без оснований причисляют к сюрреалистам… Его полотна — это окна, открытые в неведомый мир. Это не трансцендентный мир, даже не мир снов или подсознания. Это мир космоса. Не того космоса, о котором пишут фантасты. Точнее, он не стал им, потому что средства художника были иные. Он не натуралист, реконструирующий обстановку межпланетного путешествия. Он передаёт ощущение, среду миров, существующих или не существующих, и делает это убедительно. …Эти полуабстрактные, как бы вырезанные из тяжелых металлических плит плоские закруглённые формы на фоне пронзительно красных или жёлтых небес иногда с условной полосой почвы, несомненно, создают определённое настроение…» (Л. Кропивницкий, 1965)

В 2005 году в Третьяковской галерее прошла ретроспективная выставка художника.

Работы находятся в собраниях:

Государственная Третьяковская галерея, Москва
Музей актуального искусства ART4.RU, Москва
Музей Джейн Вурхис Зиммерли, коллкеция Нортона и Нэнси Додж, Рутгерский университет, кампус Нью-Брансвик, Нью-Джерси, США