Кедрин Александр

Кедрин
Александр

1940
Белая ночь затмения (диптих, левая часть), 1992, холст, масло, 100х55
Белая ночь затмения (диптих, левая часть), 1992, холст, масло, 100х55
Иные миры (триптих, центральная часть), 1990-1991, холст, масло, 100х55
Иные миры (триптих, центральная часть), 1990-1991, холст, масло, 100х55
Галгофа 3, 1991, холст, масло, 100х52
Галгофа 3, 1991, холст, масло, 100х52
Стеклянный зверинец, 1993, холст, масло, 77х100
Стеклянный зверинец, 1993, холст, масло, 77х100

Родился в 1940 году в Ташкенте. Отец Александра, Вениамин Кедрин — потомственный петербургский дворянин и знаменитый художник-график, спасаясь от сталинских репрессий, переехал с семьей в Ташкент, где стал одним из создателей Союза художников Узбекистана.

Маленький Саша начал рисовать в четыре года, ведь он рос среди лучших живописцев своего времени. Пользовался наставлениями Александра Волкова и Михаила Курзина — легендарных мастеров отечественного искусства. Позже его приютила в своей мастерской Надежда Кашина. С ней Кедрин обсуждал проблемы колорита, ритма, тектоники, фактуры.

Александр с первых шагов в искусстве пытался искать свой собственный путь, стараясь отличаться от социалистических реалистов. Постепенно интерес художника, сформировавшегося под влиянием азиатского космоса, сосредоточился на западном беспредметном искусстве. Александр Кедрин считает своими первыми учителями Кандинского, Миро и Ива Танги, а беспредметную живопись — апогеем своего творческого пути в изобразительном искусстве.

После окончания школы Александр Кедрин поступил в Ташкентское художественное училище имени П. П. Бенькова. В 1959 году, будучи студентом пятого курса, он организовал коллективную выставку своих однокашников и единомышленников, которые решили отойти от академических канонов и работать в более свободной манере. Выставку разогнали, а Кедрина исключили без права поступления.

Воспользовавшись связями отца, Александр поступил в Ташкентский театрально-художественный институт имени Островского. Но вскоре не желающего смиряться и каяться студента вновь исключили со справкой о профнепригодности и завели дело о тунеядстве.

Чтобы не получить срок, Кедрин устроился на керамический завод. В начале 60-х годов художникам-монументалистам дозволялись даже откровенно формалистические эксперименты — лишь бы было «красиво». Александр оказался в своей стихии. Его абстрактные объекты, замаскированные под «узбекские национальные орнаменты и мотивы», быстро завоевали признание. Кедрин с отличием окончил отделение керамики Ташкентского художественного института, вступил в Союз художников (позже и в Союз архитекторов) и обзавёлся собственной мастерской. Благодаря регулярному участию в московских выставках в качестве керамиста, он вошёл в круг столичной творческой интеллигенции, подружился с Э. Неизвестным, Б. Ахмадулиной, Е. Евтушенко, А. Вознесенским, В. Соснорой, Э. Булатовым, В. Немухиным, Н. Вечтомовым.

Кедрин оформил своими панно и мозаиками в восточном стиле сотни архитектурных объектов (дворцов культуры, спортивных комплексов, станций метро, домов отдыха, высотных гостиниц, театров, административных зданий, фонтанов) по всему СССР.

Истинной страстью художника всегда оставалась философско-метафизическая беспредметная живопись. К сожалению, при советской власти показывать её широкому зрителю было невозможно.

Начавшаяся перестройка принесла долгожданную творческую свободу, но обострила национальные проблемы. После распада СССР русских начали активно вытеснять из общественной жизни Узбекистана. В 1995 году, чтобы спасти своих близких, Александр с семьёй переехал в США и поселился в Нью-Йорке, где активно включился в художественную жизнь. Его работы приобрели многие музеи, галереи и коллекционеры, о нём писали СМИ, приглашали представлять США на Флорентийском биеннале современного искусства.

Персональные выставки

2014    Александр Кедрин. Постижение замысла. Государственный музей искусств народов Востока, Москва

2013    Формула мироздания. Галерея АЗ, Москва

2011    Поэзия в искусстве: Александр Кедрин. Angel Orensanz Foundation. Нью-Йорк, США

2007    Синергетические Кавалькады. Amsterdam Whitney Gallery, Нью-Йорк, США

2002    Русские вечера на Манхеттене: Александр Кедрин. SDA Church, Нью-Йорк, США 1999 Живопись Александра Кедрина. Vand-Art Gallery, Монреаль, Канада

1997    Живопись Александра Кедрина. Orange Bear Club, Нью-Йорк, США

1990    Живопись Александра Кедрина. Дом Архитектора, Ташкент, Узбекистан

Коллекции

Галерея современного искусства ARTSTORY, Москва

Государственный музей искусств, Ташкент, Узбекистан

Государственный музей искусств Республики Каракалпакии имени Савицкого, Нукус, Узбекистан

Казахстанский музей современного искусства имени Невзорова, Семипалатинск, Казахстан

Музей керамики, Вильнюс, Литва

Музей культуры народов Узбекистана, Ташкент

Музей народов Востока, Москва

Музей прикладного искусства, Ташкент, Узбекистан

Музей современного искусства, Москва

Case Museum of Russian Contemporary Art, США

New Brunswick, США

Zimmerli Art Museum, США

Частные собрания России, Германии, Польши, Израиля, Турции, Пакистана, Великобритании, США, Канады, Франции, Кореи, Дании и других стран