Ольга Булгакова родилась в семье художников Василия и Матильды Булгаковых. В 1975 году Ольга Булгакова окончила МГХИ имени В. И. Сурикова, где обучалась в мастерской профессора Д. К. Мочальского и познакоилась со своим будущим мужем — художником Александром Ситниковым. С 1972 года начала активно выставляться, а в 1976 году стала членом СХ СССР (с 1993 года — Московский союз художников). В 2003 году Ольга Булгакова была удостоена серебряной медали Российской академии художеств. С 2012 года является действительным членом Российской Академии Художеств.
Ольга Булгакова — одна из самых обаятельных фигур, вышедших на арт-сцену в 1970-е гг.
В характернейшей для современного искусства оппозиции High and Low Булгакова явно выбирала High: в её ранних автопортретах и семейных портретах характер самой изобразительности, атрибутика искусства, артикулированная станковость, «картинность» выступали как латы, защищавшие внутреннее (семейное, художническое) от поползновений внешнего. Но и стабильность традиционализма в условиях позднесоветской мертвечины не устраивает Булгакову: она понимает необходимость вернуть картине мира подвижность. Отсюда — приёмы иносказания, карнавализма, театрализации и, пожалуй, театральщины. Это важный момент: жизнь дереализуется, а театр наращивает витальность. Чрезмерную, фантасмагорическую и опасную. Ибо — как в сцене бала у сатаны её великого однофамильца — реальность теряется в бесчисленных подменах.
С таким видением Булгакова просто не могла пройти мимо Гоголя. Булгаковский Гоголь — больной, застигнутый на исходе жизни — вихреобразен, фантасмагоричен, закручен штопором… Пожалуй, в своём «Гоголе» Булгаковой — пусть в сложной культурной проекции — удалось выразить безвременье позднесоветской эпохи.
Между тем мир, наконец, рванул с места, причём всё более убыстряясь. Положение семидесятников изменилось. Театр фантасмагорий, опосредований и исторических намёков был отодвинут за убылью аудитории. Новому зрителю всё подавалось «живьём», в режиме текущего времени. У Булгаковой, в сущности, было два выбора: продолжать «отдаляться», создавая всё более рафинированное и герметичное искусство, или искать новые возможности. Поначалу казалось, что она выбрала «уход» и даже тематизировала свой выбор в «Разговоре. Слепые» (1994). Герои художника были если не слепы, то явно — не контактны: глядя в упор на зрителя, они не видели его, уходя в себя. Отсюда в работах середины 1990-х разнообразные, чаще — чёрные, очки на глазах героини.
И вдруг всякого рода «очки» напрочь отбрасываются. В серии «Архаизмы» никаких «головных» ассоциаций нет: это чистое, беспредметное переживание геометрически нарезанного, взятого в различную светосилу цвета.
Следующий этап (серия «Имена») — демиургический: из плазмы, лавы, неких атомарных взвесей цвета художник лепит головы человеков. Это возврат антропологического. Разумеется, всё это — архетипы, без психологических нюансов. И если имена даются по характерам, то — здесь есть начала характеров. Эти изначальные люди заслужили имена.
Сегодняшние работы Булгаковой представляют, я бы сказал, архаически-библейскую линию. Художник по-прежнему относится к цвету как к некой субстанции, эманации миротворения. Но нет окончательной материализации, отформованности: цвет сохраняет некую миражность, готовность дематериализоваться — испариться, атомизироваться… Метафорика охлаждения даёт возможность создавать очень нежные, трепетные гаммы («Цветок», «Райский сад»). Даже в натюрмортах («Большая ваза») речь идёт не о предметностях и функциях вещей, а о состоянии цветовой субстанции. Вообще Булгакова последних лет удивляет абсолютно другой настройкой сознания, чем это было в предыдущие периоды. Тогда её фирменная установка заключалась в сложной, я бы сказал, культурно-аперцептивной системности. Формообразование в своей предметно-осязаемой реализации коррелировалось с рефлексией культурологического плана (аллюзиями, кодами, тропами). Здесь же формообразование находится в дремлющем режиме. Как и рефлексия. Абстрактное метафорически предстаёт как счастливая дрёма, состояние некого неомрачённого рая. Затем включаются ассоциации с библейским миротворением: выплывают праобразы, постепенно они отливаются (скорее, оплотняются) в некие архетипы: деревья, птицы, фигуры.
Александр Боровский
Персональные выставки
1990 Булгакова – Ситников. International Images, Севикли, США
1997 Галерея Залман, Нью-Йорк, США
1999 Булгакова – Ситников. Галерея De Twee Pauwen, Гаага, Нидерланды
2000 Булгакова – Ситников. Mimi Ferzt Gallery, Нью-Йорк, США
2001 Булгакова – Ситников. Галерея De Twee Pauwen, Гаага, Нидерланды
2004 Булгакова – Ситников. Галерея De Twee Pauwen, Гаага, Нидерланды
Триалог. А. Ситников, О. Булгакова, Н. Ситникова. Московский музей современного искусства
2005 Булгакова – Ситников. Физика времени. Центральный Дом художника, Москва
2006 Булгакова – Ситников. Знаки жизни. Центр современного искусства М’АРС, Москва
2007-2008 Булгакова – Ситников. Государственная Третьяковская галерея, Москва
2008 Булгакова – Ситников. Живопись. Объекты. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева, Россия
2009 Булгакова – Ситников. Mimi Ferzt Gallery, Нью-Йорк, США
Гоголь. Портрет. Галерея Квадрат, Санкт-Петербург
2010 Ольга Булгакова. В рамках выставочно-литературного проекта журнала «Октябрь». Культурный центр Покровские ворота, Москва
2011 Библейские эскизы. Галерея КультПроект, Москва
2012 Диалог с продолжением. Ольга Булгакова, Александр Ситников, Наталья Ситникова. Галерея на Чистых Прудах, Москва
Ольга Булгакова, Александр Ситников, Наталья Ситникова. Музейно-творческий центр Дом Корбакова, Вологда
2013 Ольга Булгакова, Александр Ситников. Живопись. Объекты. Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина, Россия
2014 Райский сад. Открытый клуб, Москва
2015 Деревья и птицы. Галерея DiDi, Санкт-Петербург
Коллекции
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Государственный Художественный музей Павлодара, Казахстан
Кемеровский областной музей изобразительных искусств
Людвиг Форум Международного Искусства, Аахен, Германия
Московский музей современного искусства
Музей современного искусства, София, Болгария
Международный музей искусства ХХ века (TIMOTCA), Лос-Анжелес, США
Музей Женщины в искусстве, Вашингтон, США
Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля
Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина
Kolodzei Art Foundation, США
Zimmerli Art Museum, Нью-Джерси, США