Вадим Сидур родился 28 июня 1924 года. Совсем в юном возрасте его призвали на службу, с 1942 по 1944 годы он воевал на 3-ем Украинском фронте, командовал пулемётным расчётом. В 1944 году был тяжело ранен и чудом выжил, а ужасы войны глубоко отпечатались на его лице в буквальном смысле: всю жизнь он носил бороду, скрывая последствия травмы. В 1953 году Сидур окончил факультет монументальной скульптуры Строгановского училища.
Художник тянулся к миру и созиданию, его искусство будто противостояло войне. Именно поэтому Вадим Сидур постоянно обращался к темам любви, рождения человека и женского начала. Подобная тяга к животворящему мотиву может послужить объяснением эротических экспериментов автора в графике и скульптуре.
При этом значительную часть своей творческой жизни Сидур посвятил изображению погибших и пострадавших в разных войнах, и все его скульптуры из этих серий пронизаны невероятной скорбью. По моделям Сидура установили памятники в нескольких немецких городах («Памятник погибшим от насилия» (Кассель, ФРГ), «Взывающий» (Дюссельдорф), «Треблинка» (Берлин)). Своей популярностью в Германии скульптор в значительной степени обязан немецкому слависту Карлу Аймермахеру, который восхищался его творчеством. Именно он организовал первые зарубежные выставки Сидура.
В интервью Аймермахеру Сидур объяснял свой интерес к теме жертв войны так: «Сотни, тысячи, миллионы людей погибли от насилия. Пули, виселицы, бомбы, газовые камеры, концлагеря, пытки, смертная казнь – это перечисление невозможно продолжать, ибо оно бесконечно. Кажется, должно же это когда-то прекратиться! Но человечество, как бы лишённое разума, ничему не научается…».
Творчество Сидура в СССР не оценили. Помимо того, что его скульптуры были авангардными по форме, их никак нельзя было назвать «достаточно героическими» по духу: работы художника показывали страдания и слабость людей, а не подвиги. Популярность Сидура за рубежом усугубила ситуацию, и вскоре им даже заинтересовались спецслужбы. Ему грозило исключение из Союза Художников СССР. Для советского скульптора в то время это фактически означало, что у него отнимут мастерскую и он просто не сможет заниматься творчеством профессионально. Тогда автор ушёл в «подполье», стал зарабатывать ваянием надгробных памятников.
Однако судьбы человечества не перестали беспокоить скульптора. В 1970-х он стал бродить по лесам и собирать выброшенный людьми металл. Он говорил, что очищает лес, спасает его от неразумного человека. Этот мусор вскоре стал материалом для его работ – сам Сидур назвал жанр своего творчества «Гроб-артом».
Сидур стоял особняком от какого-либо течения в искусстве, он не был соцреалистом, но и не участвовал ни в каких коллективных выставках неофициального советского искусства. Он искал только свой собственный путь и язык и сам называл себя «пришельцем с другой планеты».
В 1989 году в Москве создан Музей Вадима Сидура.