Ройтбурд Александр

Ройтбурд
Александр

Родился в 1961 году
2. Фрейлекс. Холст, масло. 150х200
Фрейлекс. Холст, масло. 150х200
4. Сбитый асс. Холст, масло. 150х200
Сбитый асс. Холст, масло. 150х200

 

Шабат.150х200.холст.масло.2014.
Шабат. 2014.Холст, масло. 150х200
3. Мать  партизана. 2013. Холст. масло. 150х200
Мать партизана. 2013. Холст. масло. 150х200
5. Без названия. 2014. Холст, масло. 100х200
Без названия. 2014. Холст, масло. 100х200
августина рулен со своим молочным сыном 150х200
Августина Рулен со своим молочным сыном. Холст, масло. 150х200

 

Начало формирования художественного мировоззрения Александра Ройтбурда проходило в уникальной культурной ситуации: Одесса была единственным городом Украины, где в 60-70 годы ХХ века существовала настоящая школа андерграундного, нон-конформистского искусства.

Валентин Хрущ, Люда Ястреб, Александр Ануфриев и другие — эта плеяда художников задавала тон одесского неофициального искусства. Учась в институте, Александр Ройтбурд активно поглощал влияния этой волны.

Молодёжная выставка «Молодость страны», которая проходила в Киеве в 1987 году, стала новым этапом в жизни Александра Ройтбурда. На этой выставке Ройтбурд стал одной из звёзд экспозиции, перезнакомился с множеством новых лиц. А главное — с Арсеном Савадовым. Эта встреча дала толчок к ассимиляции тех идей, которыми уже давно жил Ройтбурд.

После выставки «Молодость страны» в Киеве сложилась тусовка, центром которой стал искусствовед Александр Соловьёв. Именно благодаря ему художники получали информацию о современных художественных процессах, которая в то время была закрытой или малодоступной. Под влиянием  идей Акилле Бонито Олива, итальянского теоретика искусства, автора концепции трансавнгарда,  возник украинский трансавангард, круг художников, в который вошли А. Савадов, А. Гнилицкий, О. Голосий, В. Трубина  и др. К этому кругу, конечно, принадлежал и Ройтбурд. Под влиянием идей Оливы, украинские художники начали «делать трансавангард» — такой, каким они себе его представляли.

Ройтбурд погрузился в построение «царства Божьего на земле» — развитие нового художественного контекста в родной среде. Художник прекратил активно выставляться в Киеве и Москве и начал конструировать свободную зону современного искусства в Одессе, куда он ещё в конце 80-х импортировал вирус трансавангарда.

С 1993 года вместе с искусствоведом Михаилом Рашковецким он начал строить новую инфраструктуру, создал Ассоциацию «Новое искусство», организовал одесский филиал Фонда содействия развитию искусств, начал делать собственные кураторские проекты в центре современного искусства «Тирс». Впоследствии институциализация современного искусства в Одессе переросла в пилотные программы Фонда «Відродження» в 1996 году, а уже с 1997 года заработал Центр Современного Искусства Сороса в Одессе. Кураторские проекты Ройтбурда, неофициальные школы современного искусства при Одесском художественном музее и Национальном Университете, наконец, сформировали в Одессе актуальную художественную среду.

Несмотря на ощутимый акцент на кураторской деятельности, в 90-х Ройтбурд не прекратил заниматься изобразительными практиками: он обращался к живописи, инсталляции, видео-арту.

Во второй половине 90-ых Ройтбурд уехал в Америку, что стало для него этапом углубления в себя и переосмысление своего места в художественном контексте. Ройтбурд на протяжении всего своего американского периода не смог оторваться от родной среды, поэтому в 2002 году принял предложение Марата Гельмана вернуться в Украину и возглавить его киевскую галерею. Галереей Гельмана в Киеве Ройтбурд руководил более полутора лет, почти до её закрытия.

На посту директора галереи Ройтбурд сделал немало — организовал более десятка индивидуальных и кураторских проектов, существенно оживил художественную жизнь Киева, стал одним из ведущих участников подготовки проекта создания музея современного искусства Пинчука.

Персональные выставки

1985   Выставка в галерее М. Г. Жарковой, Москва

1990   Галерея М. Гельмана, Москва

1991   Классики и современники. Центр современного искусства на Якиманке, Москва

1993   В белом. Галерея Школа, Москва

            Дамы. Галерея М. Гельмана, Москва

           Портрет. Галерея 1.0, Москва

           Лежащая обнажённая. Персональный портрет в Центре современного искусства, Одесса, Украина

1994   Кубизм. Галерея Бланк-Арт, Киев, Украина

1997   Всекидневният живот в Помпей. Галерея Карась, Киев, Украина

2001   Распятый Будда. Музей культурного наследия, Киев, Украина

2005   Автопортреты. Галерея Цех, Киев, Украина

            Танго. Галерея Карась, Киев, Украина

2006   Мужское/женское начало. Галерея L-art, Киев, Украина

            Мясо. Галерея Цех, Киев, Украина

2007   Амальгама. Галерея Коллекция, Киев, Украина

2008   Бал в Фоли-Бержер. Галерея NT-art, Одесса, Украина

2009   Музейный формат. Музей Русского искусства, Киев, Украина

2010   Страсти по С(Z)урбарану. Галерея Коллекция, Киев, Украина

2011   Если в кране нет воды. Pinchuk Art Centre, Киев, Украина

           Scrabble. Галерея М & Ю Гельман. Москва

           Le Roi Soleli. Галерея ХудПромо, Одесса

2013   Имаджинариум. Галерея Дымчук, Киев, Украина

            Мантру геть! Майдан Незалежности, Киев, Украина

2015   Выставка в рамках международного музыкального фестиваля «Odessa Classics» 2015. Одесский музей западного и восточного искусства, Одесса, Украина

 

Коллекции

Галерея современного искусства ARTSTORY, Москва

Галерея современного искусства NT-Art, Одесса, Украина

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Модерна галериа, Любляна, Словения

Художественный музей университета Дюка, Дюрем, США

МоМА, Нью-Йорк

Pinchuk Art Centre, Киев, Украина