Рогинский Михаил

Рогинский
Михаил

1931-2004
Roginsky-1
Газ портит посуду. 1993. Гофрокартон, глисерофталик

«Раушенберг сказал: “Живопись – это нечто среднее между искусством и жизнью. В этом промежутке я и работаю”. А я бы сказал, что живопись – вместо жизни. Или, другими словами, живопись – это нарисованная жизнь. Я не хочу знать, откуда что появилось. Я просто рисую – вот стоят люди, вот они говорят, едут куда-то». (Михаил Рогинский)

С 1946 по 1950 год учился в Московском городском художественном училище. С 1950 по 1951 год учился в Московском областном художественном училище Памяти 1905 года (специальность «Художник театра»). В течение 7 лет работал художником в провинциальных театрах (Северодвинска, Лысьвы, Пскова и Златоуста, 1954-1960 гг.). Затем вернулся в Москву и преподавал в Московской городской художественной школе на Кропоткинской (1963-69 гг.).

В начале 1960-х гг. Рогинский создавал «портреты» предметов убогого советского быта (газовая плита, чайник, утюг, спички, консервная банка и т.д.),  что привело к сравнению его работ с образцами западного поп-арта.

Сам Рогинский к этим аналогиям с поп-артом относился скептически. Он говорил, что рисовал весь этот скудный эвакуационный ассортимент, привыкнув во время войны ценить простые вещи, без которых трудно прожить. Они для него символизировали Россию. Однако лейбл «отца русского поп-арта» приклеился к Рогинскому весьма прочно.

Одна из самых известных его работ, «Красная дверь» (1965 г.), часто сравнивалась с произведениями концептуализма. Рогинский заказал изготовление двери по собственному чертежу у плотников (в масштабе 2 : 3 по отношению к двери настоящей). К изделию он прикрепил найденную на помойке ручку (элемент реди-мейда), а затем выкрасил дверь в ярко красный цвет. Впрочем, ни о каком концептуализме Рогинский и слышать не хотел, родство с западными образцами отрицал и называл свой подход «документализмом».

В 1978 году Михаил Рогинский эмигрировал во Францию. В огрублённом виде его творческая биография предстаёт разделённой на два больших отрезка: московский (1961–1978 гг.) и парижский (1978–2004 гг.).

«Парижский период во многом отличался от московского, был весьма разнообразным и ощутимо экспериментальным, однако в результате напряженных поисков Михаил Рогинский избрал для себя лейтмотив, до некоторой степени сходный с тематикой его ранних работ. Обширный «Московский цикл» середины 1990-х – начала 2000-х был посвящен советскому прошлому, его людям, быту, архитектуре. Но «реализм» этой живописи нисколько не родствен типовой изобразительности, присущей некогда официальным художникам в СССР. Рогинский создал экзистенциальную сагу, в которой драматизм обыденных обстоятельств почти незаметно для зрителя оказывается главным впечатлением. Несомненно, импульс этому циклу придала встреча художника с постсоветской Москвой, однако дорога к нему была отнюдь не линейной – скорее, парадоксальнной. Как почти всё в творчестве Михаила Рогинского». (Дмитрий Смолев)

Коллекции

Государственная Третьяковская галерея

Государственный Русский музей

Московский музей современного искусства

Государственный центр современного искусства

Музей АРТ4

Музей «Другое искусство»

Государственный музей-заповедник «Царицыно»

Пермская государственная художественная галерея

Музей Джейн Вурхис Зиммерли, коллекция Нортона и Нэнси Додж (Нью-Джерси, США)

Колодзей Арт Фонд, Хайланд-парк, Нью-Джерси, США и др.