Рухин Евгений

Рухин
Евгений

1943-1976
Стена. 1972. Холст, масло.108х67 см
Стена. 1972. Холст, масло.108х67 см
Натюрморт с чёрными бутылками. 1971. Холст, масло. 40х60 см
Натюрморт с чёрными бутылками. 1971. Холст, масло. 40х60 см
Без названия. Холст, масло, коллаж. 70х55 см
Без названия. Холст, масло, коллаж. 70х55 см

 

 

Композиция с ящиком. 1970. Холст, масло, смешанная техника. 66,5х71 см
Композиция с ящиком. 1970. Холст, масло, смешанная техника. 66,5х71 см
Окно. 1971. Холст, масло, смешанная техника. 70х66 см
Окно. 1971. Холст, масло, смешанная техника. 70х66 см

Один из столпов и лидеров Другого искусства, Евгений Рухин родился в семье учёных-геологов во время их эвакуации из блокадного Ленинграда в Саратов. Окончил геологический факультет ЛГУ, работал геологом-изыскателем. В 1964–1965 годах был вольнослушателем московского Высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского). Тогда же увлёкся изучением русской иконы.

Сформировался как мастер, в основном общаясь с другими художниками андеграунда (в первую очередь с Оскаром Рабиным и Владимиром Немухиным). В первых самостоятельных работах отчётливо прослеживается влияние обоих мэтров. Среди его ранних произведений преобладают сдержанные по тону, порой почти монохромные пейзажи и городские мотивы, родственные сюжетам Рабина. Хотя Евгений Рухин жил в Ленинграде, друзья считали его московским художником, поскольку его творчество было больше востребовано в столице, где он проводил значительную часть времени.

Для «классического Рухина» (конец 1960-х–1970-е годы) характерны композиции в духе поп-арта (он был одним из родоначальников его русского варианта). Живопись объединяется с реальными предметными фактурами или их рельефными имитациями. «Обломки советского быта» органично гармонируют с нарочито-грубыми пятнами краски, оставленными в виде следов неряшливого ремонта. Всё вместе в совокупности создаёт тревожный мир, полный тоски и отчуждения. Иногда колорит становится таинственно мерцающим, сочетаясь со стилистикой иконописи, как бы впечатанной в красочный слой. Недаром один критик назвал творчество мастера «сакральным поп-артом».

В 1966 году состоялась большая персональная выставка Рухина в Нью-Йорке, в галерее Бетти Парсонс.

Большое значение для Рухина имело знакомство со знаменитым коллекционером русского авангарда Нортоном Доджем, который стал основным собирателем работ художника.

Рухин был одним из инициаторов знаменитой бульдозерной выставки в Москве в 1974 году.

Не дожив до своего 33-летия, художник погиб в Ленинграде при пожаре в собственной мастерской. К сожалению, обстоятельства трагедии так и остались невыясненными. Следствие склонялось к версии поджога.

После смерти художника десятки его выставок с большим успехом прошли в Европе, США, Японии.

Коллекции

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Московский музей современного искусства, Москва

Музей «Другое искусство», Москва

Музей Джейн Вурхис Зиммерли, Нью-Брансуик, Нью-Джерси, США

Новый музей, Санкт-Петербург

Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро

Собрание Леонида Талочкина

Галерея современного искусства ARTSTORY, Москва